Международное общество инженерной педагогики (IGIP)
Что пишут о комитете в СМИ
"Время"
четверг, 23 марта 2000 №38(14708)
С удивлением обнаружил
на двери кабинета ректора Украинской инженернопедагогической академии, доктора
технических наук, профессора Станислава Артюха сравнительно новую табличку:
«Президент Национального мониторингового комитета Украины по инженерной
педагогике».
Удивление переросло в неподдельный интерес, когда узнал, что в
Европе 84 страны, а национальных комитетов, подобных украинскому, всего 19.
Интерес, в свою очередь, сменился желанием поздравить Артюха, с которым мы
давно знакомы, с выходом на международную орбиту. Кроме того, Станислав
Федорович успел стать за это время одним из семи экспертов ООН по проблеме
инженерной педагогики, его работы по данной проблематике вышли за рубежом, а
также советником европейского фонда профессионального образования.
Все это сыграло не последнюю роль при выборе президента Национального
мониторингового комитета Украины — авторитет Артюха в стране и за рубежом
сегодня высок, как высок и имидж возглавляемой им Украинской
инженерно-педагогической академии. Сужу об этом по тому, что на право стать
национальным комитетом претендовали и другие украинские города, но предпочтение
отдали Харькову и УИПА. Хотя тут Артюх поправил меня:
— Мы завоевали это право. Нас проверяли и перепроверяли: какая
материальная база у академии, какими кадрами располагаем, какие курсы и как
читаем, где работают наши выпускники. Все учитывалось — планы, программы,
методики.
В Европе существует специальный реестр, куда вносятся имеющие
статус европейского педагога. Это преподаватель технического вуза, с высшим
образованием и ученой степенью, прошедший психолого-педагогическую подготовку,
свободно владеющий английским или немецким языком. Есть в Европе и общество,
именуемое ИГИП (IGIP), под эгидой которого как раз и организовываются
национальные мониторинговые комитеты по инженерной педагогике. Высокой честью для
страны является возможность самой готовить европейских педагогов. Такой чести в
октябре 1999 года удостоилась Украина, ходатайство которой президиум ИГИПа, а
затем и собравшиеся члены его единогласно поддержали. Сошлись во мнении и в
другом: наиболее влиятельным учебным заведением, которому можно доверить
подготовку европейских педагогов, является Украинская инженерно-педагогическая
академия, расположенная в Харькове. Утвердили Национальный мониторинговый
комитет при УИПА. Избрали его президентом Артюха, а генеральным секретарем
профессора УИПА Ашерова.
Теперь необходимо организовать центр при УИПА по подготовке
европейских педагогов, пройти в мае этого года международную аккредитацию,
после чего, получив сертификат, можно приступить непосредственно к обучению
претендентов на это звание.
Кстати сказать, в России уже подготовлено 118 европейских
педагогов. У нас пока таких двое — Артюх и Ашеров. А заявок на обучение
множество.
Отнюдь не местечковым патриотизмом пронизано стремление Станислава
Федоровича в первую группу обучающихся набрать только профессоров, докторов
наук, доцентов из харьковских технических вузов. Он считает, что ни в одном
другом городе Украины нет такого сильного преподавательского состава в
технических вузах, как в Харькове.
Тут следует согласиться со Станиславом Федоровичем, что
харьковчане, которые получат дипломы европейских педагогов, давно заслужили их.
Тех первых 30, которые пройдут отбор, и с первого сентября этого года приступят
к учебе, никто не будет учить дисциплинам, которые они читают. Но будут
обстоятельно и углубленно обучать тому, что на Западе давно уже делают:
риорике, педагогике, умению вести диалог с аудиторией.
— А как быть с расхожей фразой: «Не учи ученого»? — подбрасываю
вопрос Артюху.
— А так, что будь ты даже семи пядей во лбу, всего все равно знать
не можешь. Психолого-педагогический аспект в образовании сегодня выходит на
первый план.
В УИПА есть кафедра профессиональной педагогики, на которой
работают специалисты высокой квалификации и с большим опытом. В этом убедились
те, кто проверял и перепроверял академию. Восемь человек с этой кафедры уже
разработали учебные планы и программы подготовки европейских педагогов в
создаваемом центре. Двести четыре часа отведено на учебу ученых. Но, думается,
они в состоянии будут совершить восхождение на европейскую вершину образования
значительно быстрее, чем за отведенные на это 8 месяцев. И возраст здесь не
помеха.
Получивший диплом европейского педагога, кроме занесения в
специальный реестр, получает право при приглашении на работу или для чтения
лекций в зарубежный вуз не предъявлять свои документы — достаточно этой одной
верительной грамоты. И устройство его на контрактной основе не будет таким, как
раньше, когда украинскому профессору за лекцию платили 300 долларов в зарубежном
вузе, а, скажем, немецкому — 3 тысячи. То есть если человек имеет диплом
европейского педагога, то и труд его оплачивается по международным расценкам на
чтение лекций или проведение семинаров, зачетов.
По окончании учебы все 30 человек должны будуп пройти тестовые
испытания Дабы не изобретать велосипед, Артюх планирует использовать те же
тесты, которые уже прошли апробацию у россиян. А вот одного центра в будущем
может оказаться недостаточно. Направляясь в Швейцарию, где 25 марта 2000 года
пройдет очередной симпозиум, на котором Артюху предстоит отчитаться о
проделанной работе, он возьмет с собой и план создания центров, подобных
харьковскому, во Львове, Одессе и Днепропетровске. Они позволят вести
подготовку европейских педагогов в Донецкой, Луганской, Полтавской, Сумской,
Запорожской, Киевской областях. Так что слова: «Своя рубашка ближе к телу» к
Станиславу Федоровичу не относятся.
Некоторое беспокойство Артюх испытывает в связи с тем, что каждый
из первых 30 претендентов на звание европейского педагога должен в совершенстве
знать английский или немецкий язык. Сам он досконально владеет немецким, на нем
и будет отчитываться в Билле. А в мае в Харьков приедет международная
аккредитационная комиссия. В подготовке европейских педагогов заинтересовано и Министерство
образования Украины: престижно, появляется большой потенциал, то есть
преподаватели на уровне международных требований. Поднимается и имидж высшей
школы Украины — показать это можно квалификацией преподавателей и выступлениями
студентов на международных олимпиадах
Бесспорно: с созданием Национального мониторингового комитета, по
признанию руководства ИГИПа, в Украине создается идеальная система подготовки
инженерно-педагогических кадров для технических вузов страны и
профессионально-технического образования.
Виктор ЯСИНСКИЙ
Национальный мониторинговый комитет Украины
Международного общества инженерной педагогики (IGIP)